«Стратегия» воровства или Что нужно знать о портах Украины

Мифы и реалии стратегической отрасли.

1. Тонны. Основной показатель для советских портов — перевалка в тоннах — в украинских портах падает. В последнее время статистику немного подправляла «каботажная» работа между нашими портами из-за географии военных действий. Т. е., чтобы не пересекать «железкой» территорию ОРДЛЛО, приходилось вывозить грузы (чаще всего железную руду) морем в другой наш порт, и эта работа в портах, естественно, учитывалась дважды. Но изменение реальных показателей в грузопереработке в тоннах четко показывает, что происходит это не по причине неудач в управлении, войны и т. д., а по причине колебания ситуации на мировых рынках основных сырьевых товаров: руды, угля, леса, металла и зерна. Какие грузы предлагают нашим портовикам экспортеры и импортеры — те и «работаются». Сражаться за транзитные грузы с Россией, Беларусью и даже Молдовой никто не собирается, и потому падение именно транзитных грузопотоков — наиболее впечатляющее из года в год. Созданный Транзитный Совет при Кабмине ни разу не собрался за пол-года. Теперь создали какой-то Логистический Совет…

2. Деньги. Но если в тоннах падение измеряется в процентах, то в финансах — в десятках процентов. Например, за 2012 год чистая прибыль портов составила 1,4 млрд. грн. (правда, с учетом крымских портов, но их вклад — несущественен для анализа, им можно пренебречь), а в 2016 году отчитались уже за 3,854 млрд. грн.! На первый взгляд, результат отличный, но, если учесть, что все доходы портов всегда формирует валютная выручка, то имеем уже падение в сравнении со среднегодовым курсом валют почти на 1 млрд. грн. Для отчета государству 3,8 млрд. прибыли — прекрасно, а в реальности — все хуже и хуже. Даже при том, что Администрация портов традиционно тратит большие деньги на пиар «достижений», самый быстрый анализ позволяет понимать, что работают порты хуже некуда и в финансовом плане.