Бюджетники за бортом. Все решает правительство.

Где получить зарплату? В каком банке обслуживаться? Завести карточный счет? Это решает каждый гражданин по собственным убеждениям и предпосылкам. Ни государство, ни представители банковских учреждений не во власти руководить пожеланиями каждого человека. Но на днях Кабинет министров Украины утвердил изменения в постановлении “Об усовершенствовании механизма выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений и государственной социальной помощи”, и отныне уполномоченным банкам установили более жесткие критерии, а также не забыли обновить перечень таких банков.

“Если бы речь шла о защите граждан от потенциально ненадежных банков, то ни одно из представленных Минфином условий к определению надежности и устойчивости банка, практически никак не относится. К тому же, если государство преследует такую цель, то данный подход логично было бы использовать для всех. К примеру, полиция призвана защищать от грабителей, но ведь не только “бюджетников”. По факту же получается, что порядок отбора банков направлен не на защиту граждан, а на ограничение их прав распоряжаться своими деньгами”, – считает Елена Коробкова, исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины.

В Кабмине и в Минфине уверенны, что предложенные изменения повысят эффективность и прозрачность в выборе банков для использования в государственном секторе, а также повысят уровень защищенности выплат работникам бюджетных учреждений и государственной соцпомощи. С этой целью, по предложению Минфина, Кабинет Министров установил более жесткие по сравнению с существующими, критериями отбора уполномоченных банков, благодаря чему в заветный перечень смогут попасть действительно наиболее надежные банковские учреждения страны.

Игра по новым правилам

Отныне, уполномоченным банкам необходимо будет выполнить восемь прописанных условий. Следует обратить внимания на самые “интересные” из них.Первое требование гласит о том, что доля активов банков составляет не менее 1,0% активов банковской системы.

“Многие крупные банки выведены с рынка за последние два года. Многие небольшие учреждения сегодня сохраняют платежеспособность на высоком уровне, но их активы явно не будут соответствовать данной норме. Соответственно, размер активов не является критерием надежности или удобства для клиентов”, – отметила Елена Коробкова.

Следующее, уже более спорное требование от правительства – банк обязан владеть облигациями внутреннего государственного займа в размере не менее 20%(!) регулятивного капитала банка. Очень интересный пункт, вызывающий смятение и нежелание банков отдавать миллионы гривен на выпускаемые государством ОВГЗ. Первый заместитель Председателя Правления Приватбанка Олег Гороховский вчера на своей странице в Facebook опубликовал довольно вспыльчивый текст:

“Появился “ответ” Кабмина на петицию об отмене зарплатного рабства, которую им отправил Президент для реагирования. Теперь Кабмин еще больше хочет ужесточить требования к выбору банков, которые обслуживают бюджетников по выплате зарплаты и пенсий. То есть эти товарищи считают, что для того, чтобы банк имел право обслуживать бюджетников он должен быть хронически убыточным и считаться государственным (эти автоматом уполномочены) или вместо того, чтобы развивать инфраструктуру приема карт и выдачи наличных, должен купить на 20% (!!!) капитала ОВГЗ и сидеть с ними в надежде, что этот бредовый критерий сделает их на что-то уполномоченным.
Та не вопрос, если для обслуживания карт инфраструктура не нужна, тогда добро пожаловать в каменный век. Даешь зарплату по чекам в кассах предприятия! #совок2016 P.S. Будем судиться!”.

Участники рынка, несмотря на ужесточения и урезания списка уполномоченных банков по социальным выплатам, все же намерены дальше работать с бюджетниками и выплачивать соцпомощь. Однако, не намерены тратить деньги на покупку ОВГЗ, если на рынке существуют более интересные и выгодные в процентном соотношении депозитные сертификаты.

“Желание концентрировать выплаты работникам бюджетной сферы и социальные выплаты исключительно в здоровых и устойчивых банках понятна и большинство предложенных критериев являются понятными и оправданными. Однако, вызывает недоумение требование иметь портфель ОВГД в объеме не меньше 20 процентов регулятивного капитала. Этот показатель не имеет ничего общего с устойчивостью того или иного банка и сам по себе ни о чем не говорит. Если в данном случае речь идет о том, что уполномоченный банк должен иметь объем высоко-ликвидных активов не менее 20% от регулятивного капитала, то почему не брать во внимание депозитные сертификаты Национального Банка”, – считает Тамара Савощенко, председатель правления UniCredit Bank.

Представленные Министерством финансов критерии по отбору банков для выплат бюджетникам, выглядит как попытка написания технического задания под определенную компанию и не имеет ничего общего со здоровой конкуренцией на рынке. Условия подобраны не по принципу определения банков с высокой надежностью, устойчивостью и комфортностью обслуживания клиентов, а по принципу определения конкретных банков.

Ко всему прочему, Минфин прописал, что на время проведения конкурса банк осуществляет деятельность на банковском рынке не менее трех лет. В течении трех последних месяцев на момент подачи документов в постоянно действующей комиссии Национальный банком не применялись меры воздействия в виде ограничения, постановления или прекращения осуществляемых банков операций.

По времени сколько

Для того, чтобы перейти к новым требованиям у банков есть всего навсего три месяца, а что же касается государственных ведомств таких, как центральные, местные органы исполнительной власти, то у них будет один месяц для перехода на обслуживание в уполномоченные банки.

Установлено в Минфине

17 ноября 2015 года в Министерстве финансов состоялось внеочередное заседание постоянно действующей конкурсной комиссии по определению уполномоченных банков Украины, через которые будут осуществляться выплаты по заработной платы работникам бюджетных учреждений. В список победителей согласно конкурсу по определению уполномоченных банков, через которые должна осуществляться выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений вошли 48 банков. Но утвержденный список заметно будет редеть.

Как прогнозируют участники рынка самой большой сложностью для банков станет преодоления пункта относительно владения облигациями внутреннего государственного займа в размере не менее 20%.

“Каждый участник рынка будет действовать, исходя из собственных приоритетов и рисков ведения бизнеса”, – считает Елена Домуз, директор по рискам Банка Кредит Днепр.

Единственное успокоение присутствует только у государственных банков, потому что как пояснил Кабмин: “банки, в которых государство владеет долей более 75%, назначен уполномоченными банками на постоянной основе”. Но несмотря на радость для госбанков у рынка все равно есть вопросы относящиеся к этому моменту постановления.

“Неоднозначно выглядит и пункт постановления в отношении банков с государственной долей более 75%, которые становятся уполномоченными осуществлять соцвыплаты и обслуживать зарплатные проекты бюджетных и государственных организаций на постоянной основе, ведь в документе вообще не указаны требования для этих финансовых учреждений. Пока расценивать это как установление монополии на ведение такого большого направления банковского бизнеса, не стоит, ведь согласно постановлению министерствам, центральным и местным органам власти предлагается работать не менее, чем с тремя уполномоченными банками. То есть давать объективную оценку необходимо после того, как мы увидим механику этого документа в действии: действительно ли он нацелен на ограничение конкуренции на обслуживание госслужащих и льготников”, – пояснила Елена Домуз.

Сюрпризы продолжаются

Через год после принятия постановления вступит в силу еще один критерий соответствия – по количеству эмитированных банком электронных платежных средств (платежных карточек) государственной многоэмитентной платежной системы (не менее 10% общего количества эмитированных банком электронных платежных средств (платежных карточек)).

“К удобству клиентов или надежности банка этот критерий не имеет никакого отношения. Большинство наших граждан пользуется карточками международных платежных систем Visa и MasterCard, и этому есть объективные причины. Если наша альтернативная система сможет предоставить пользователям те же удобства или обеспечить более низкие тарифы, клиенты сами будут делать выбор в ее пользу. Но все понимают о необходимости развития собственной платежной системы и рынок приветствует те шаги, которые уже сделаны в направлении развития НСМЭП-2, но идти к этому нужно не путем принуждения, а путем здоровой конкуренции”, – заявила Елена Корбкова.

Не сложно понять, что рынок крайне недоволен такой ситуацией, которую диктует правительство. Получить официальное подтверждение относительно того, будут ли банки судится Finance.UA не удалось. Но и без того понятно, что банковское сообщество будет требовать максимально корректной и выдержанной конкуренции на финансовом поприще.

Юлия Бондарь